gototopgototop

Анонс

Главная Dolby Революционные разработки Dolby Laboratories
Революционные разработки Dolby Laboratories

Согласно литературным источникам, первая относительно удачная попытка внедрения многоканального звука была сделана в 40-х годах Уолтом Диснеем, который выпустил фильм "Fantasia" с многоканальным саундтреком. Однако дальше выпуска этого фильма да нескольких комплектов воспроизводящей киноаппаратуры дело не пошло. Уровень развития техники того времени не позволял еще сделать рентабельным выпуск столь сложной аппаратуры. Поэтому киноиндустрия вполне обходилась обычным двухканальным стереозвуком, который записывался на двух магнитных дорожках рядом с перфорацией кинопленки. Правда, предпринимались попытки организации еще и третьего вспомогательного канала звуковых эффектов, для чего на кинопленку пришлось втискивать еще одну магнитную дорожку. Однако лишнего места на кинопленке было чрезвычайно мало, и поэтому дополнительную дорожку пришлось сделать очень узкой.

 

Исследования Dolby Laboratories.


Dolby LaboratoriesВ результате качество звука канала эффектов оказалось столь низким, а шумы так велики, что в нерабочем состоянии его с помощью специальных управляющих сигналов наглухо запирали. Включали же его лишь в самые драматичные моменты фильма и лишь на короткое время, чтобы зрители не успевали ничего понять и осознать, сколь убог звук в канале эффектов. "Вот пуля пролетела и ага..." - и канал тут же выключали. Положение дел радикально исправилось лишь тогда, когда за дело взялись инженеры небезызвестной Dolby Laboratories. Они со свойственным этой фирме радикализмом внесли несколько принципиальных изменений в систему записи и воспроизведения звука в кино, что и привело к рождению новой системы объемного звука, известной как Dolby Stereo.

Во-первых, вместо магнитного способа записи звука вновь вернулись к оптической двухканальной звуковой дорожке. Для улучшения качества звука в тракты записи и воспроизведения была введена система шумоподавления Dolby А. Но самое главное - была применена матричная система записи четырехканального звука, которая позволяла записать их на двух оптических дорожках кинопленки. Но это был не просто киновариант матричной звуковой квадросистемы, а совсем другая система, и это - во-вторых. Изучив существующие системы квадрофонии, инженеры Dolby Laboratories решили ограничиться также только четырьмя каналами звука, но существенно изменить порядок расстановки громкоговорителей в помещении. В их версии четырехканальная система звука выглядела так: фронтальные каналы L и R, центральный канал С и канал звуковых эффектов S (Surround). Далее сигналы этих каналов матрично сворачивались в два звуковых по следующей матрице преобразования.


Основатель фирмы DolbyНа "приемном конце" путем обратных суммарно-разностных преобразований в простых пассивных декодерах Dolby Surround (первое поколение профессиональных систем и бытовая версия системы) восстанавливались только три основных звуковых канала: фронтальные каналы L и R и канал окружающего звука S. В гораздо более сложных активных профессиональных декодерах Dolby Surround второго поколения появилась возможность восстановить уже все четыре исходных звуковых сигнала: L, R,C и S. Использование новой системы позволило значительно улучшить качество объемного звука в зале кинотеатра, так как наличие центрального канала позволило отныне жестко привязать к экрану диалоги киногероев и значительно улучшить покрытие звуком кинозала, в то время как при обычном стереосаундтреке зрители боковых рядов слышали в основном только "свой" стереоканал и могли лишь догадываться, что происходит по другую сторону экрана.