gototopgototop

Анонс

Главная Dolby Как появилась система Dolby Pro Logic
Как появилась система Dolby Pro Logic

Обеспокоенные киношники продолжали улучшать параметры профессиональной кинозвуковой аппаратуры для повышения качества звука в кинотеатрах, надеясь таким образом выиграть битву за зрителя. Высшей ступенью развития матричной системы Dolby Pro Logic стала профессиональная аппаратура, удовлетворяющая требованиям стандартов ТНХ. разработанных фирмой Lucasfilm. Этот проект, начатый в 1983 году, ставил своей целью на основе последних достижений техники значительно улучшить качество многоканального звука в системе Dolby Stereo/Dolby Pro Logic, созданной еще в 1971 году. Проект получил название "ТНХ", что означало "Tomlinson Holman experiment" (эксперимент Тома Холмана) по имени ведущего разработчика фирмы Lucasfilm.

 

Появление системы Dolby Pro Logic.

 

Dolby Pro LogicКак все мы теперь хорошо знаем, этот эксперимент закончился вполне успешно, и аппаратура с логотипом "ТНХ" (что означает соответствие строгим техническим требованиям стандарта ТНХ с получением лицензии фирмы Lucasfilm) воспроизводит чрезвычайно эффектный объемный стереозвук с "потолочным" качеством, какое вообще только возможно в матричных звуковых системах. Но "коварные" производители ширпотреба снова наступили на ногу киношникам, начав клепать бытовые версии домашних кинотеатров уровня ТНХ, которые приобрели к середине 90-х годов чрезвычайную популярность у самых отъявленных фанатов домашнего кино. Последней надеждой акул кинобизнеса стали цифровые форматы многоканального звука Dolby Digital и DTS, позволяющие обеспечить беспрецедентно высокое цифровое качество звука ("как у CD") пяти полностью независимых и равноценных по качеству звуковых каналов, да сверх того еще одного узкополосного (20-150 Гц) канала низкочастотных эффектов для сабвуфера.

Уверенный  старт в прошлом году DVD-марафона, в котором цифровые многоканальные системы звука Dolby и DTS являются основной   опцией   звука, окончательно  "прописали" многоканальный  звук в домашних AV-системах. Первые же просмотры   кинофильмов с двумя вариантами саундтреков: с классическим Dolby Pro Logic и новомодным цифровым (скажем, Dolby Digital) с очевидностью  показали  превосходство новых   систем.   Вопреки     теоретическим  рассуждениям о необходимости  и достаточности для тылового канала моноварианта звука (да еще и с ограниченной сверху 7 кГц полосой частот), полноценные (20-20000 Гц ) и абсолютно независимые друг от друга тылы цифровых систем продемонстрировали сокрушительное превосходство перед старой системой. Одно из двух: или наши уши стали более тренированными после многочасовых сеансов в домашних кинотеатрах, или в теории психоакустики были сделаны слишком смелые допущения о примитивности нашего слухового аппарата.


Dolby Pro LogicОднако факт наличия у нас только одной пары ушей (восприятия низкочастотных звуков сабвуфера телом не в счет) отнюдь не означает достаточности пяти, а тем более двух независимых каналов звука. Новейшие семиканальные системы домашнего театра с цифровыми процессорами синтезируют из пяти стандартных каналов Dolby-Digital или DTS еще одну пару дополнительных фронтальных каналов звуковых эффектов. Просмотр кинофильмов в таких системах (например, Digital Cinema фирмы Sony) в режиме семиканального звука показал куда лучшую передачу ими звуковой атмосферы и однородность звукового поля, чем ординарные пятиканальные системы. А ведь есть еще возможность локализации источников звука не только в горизонтальной плоскости, но и по высоте.  С появлением огромных настенных плазменных панелей такая задача вполне может возникнуть, и нет ни малейших сомнений, что ее можно без труда решить методами современной цифровой техники.


Но это все кино. А как обстоят дела с многоканальным звуком у любителей "простого звука", без навязываемого ему в нагрузку видео? Для таких стойких меломанов и аудиофилов выпускаются специальные CD и даже виниловые пластинки, на которых методом Dolby Surround записан многоканальный стереозвук. Воспроизвести эту запись можно как на обычной стереосистеме, так и с помощью многоканального AV-усилителя с использованием его встроенного декодера Dolby Pro Logic. Среди этих записей наряду с чисто развлекательными звуковыми аттракционами встречаются и интересные   концертные  записи,  удивительно точно воспроизводящие атмосферу концертного зала.

 

Dolby Pro Logic

Накопленный звукорежиссерами опыт создания объемных фонограмм и значительно более совершенное "железо" современной аппаратуры позволяют в этом случае воспроизвести куда более натуралистичный звук, чем в порядком уже подзабытых квадросистемах. Справедливости ради надо сказать, что таких дисков выпускается сравнительно мало, так как многие меломаны сегодня переквалифицируются в киноманы. Ну, а что же дальше? Однозначно сказать трудно, однако все перспективные стандарты DVD-Aduio предусматривают возможность записи многоканального стереозвука. Как знать, может быть в начале следующего века многоканальные звуковые системы снова займут свое достойное место в наших квартирах? Поживем - увидим, ведь ждать осталось совсем немного...