gototopgototop

Анонс

Главная Квадрофония От квадрофонии к домашнему кинотеатру
От квадрофонии к домашнему кинотеатру

Время шло, и интерес к квадросистемам начал постепенно ослабевать. Даже начало квадрорадиовещания с использованием матричного кодирования и выпуск квадрорадиоприемников (Akai AA-6300) уже не могли спасти положение. Почему же квадрофония вопреки оптимистичным ожиданиям не оправдала возлагавшихся на нее надежд? Ретроспективный взгляд из сегодняшнего далека позволяет с достаточной уверенностью высказать несколько предположений. Во-первых, создание квадросистем было во многом "волюнтаристическим" и не было подкреплено серьезными исследованиями психоакустики слуха, как это было сделано позднее при разработке цифровых форматов звука CD и особенно MD. Поэтому наиболее перспективные в коммерческом плане матричные стереосистемы (в вариантах их реализации в 1970-е годы) не обеспечивали приемлемого качества звука.

 

Почему квадрофония не оправдала надежд.

 

КвадрофонияВо-вторых, у звукорежиссеров отсутствовал опыт звукозаписи четырехканальных объемных фонограмм. Вместо того, чтобы использовать тыловые каналы звука для воспроизведения отраженных звуковых сигналов и создания живой атмосферы зрительного зала (например, аплодисментов зрителей), звукорежиссеры в большинстве случаев не смогли преодолеть искушения создания эффектно звучащего аудиоаттракциона с перелетом звука, скажем, тарелок или хай-хета, с переднего правого угла в левый задний. В результате  такого  "авангарда"  звукорежиссеров у слушателя буквально "ехала крыша", и он очень быстро утомлялся от такого "объемного звучания". Даже если запись была сделана без излишнего экстремизма, прослушивание большинства четырехканальных "шедевров" тех лет оставляет весьма странное впечатление.

Создается впечатление, что зритель зажат между двумя плоскими звуковыми планами фронтальных и тыловых громкоговорителей. Имелась еще масса других и чисто технических причин, та же фазовая погрешность, например. Если в то время у разработчиков квадросистем был под рукой такой замечательный высококачественный носитель звуковых сигналов, как компакт-диск (форматом которого, кстати говоря, уже предусмотрена возможность записи четырех дискретных звуковых каналов), судьба квадрофонии могла бы сложиться совсем-совсем по-другому. Но факт остается фактом - первая массированная попытка "молниеносного" внедрения бытовой многоканальной системы звука потерпела в 1970-х годах сокрушительное поражение. И казалось, надолго, если не навсегда. Дальнейшая история бытовых многоканальных систем звука была уже неразрывно связана с домашним кинотеатром, поэтому в нашем рассказе на этом месте самое время совершить небольшой киноисторический экскурс.


Схема квадрофонииИтак, потерпев поражение на звуковом квадрофронте, производители бытовой техники сделали ставку на видео. В конце 80-х годов в продаже появились первые домашние кинотеатры в составе большеэкранного телевизора и высококачественного источника видеосигнала со стереозвуком: видеопроигрывателя 30-см оптических видеодисков системы Laser Disc (LD) и/или Hi-Fi-видеомагнитофона. Технический уровень тогдашних цветных телевизоров был уже достаточно высок, поэтому хорошая AV-система такого состава обеспечивала отменное (даже по сегодняшним высоким меркам) качество цветного изображения и стереозвука (особенно при проигрывании III). Однако и киноиндустрия, напуганная "наездом" на их зрителя со стороны бытового видеомагнитофона VHS, достойно ответила на происки производителей домашней электроники (видеомагнитофонов) широким экраном и многоканальным звуком.

Ход был сделан сильный, так как чрезвычайно объемный, буквально окружающий зрителей звук новой кинозвуковой квадрокиносистемы Dolby Stereo с четырьмя каналами звука нанес, как казалось кинобоссам, сокрушительный удар домашнему кино. И действительно, забывшие было дорогу в кинотеатры зрители вновь толпой ринулись в кинозалы. Успех новации превзошел самые оптимистичные прогнозы и ожидания, и кинопромышленники не успевали подсчитывать свои прибыли. Первые же фильмы с многоканальным стереозвуком Dolby Stereo - "Звездные войны" (Д.Лукаса) и "Близкие контакты первого рода" (С.Спилберга) устанавливали рекорды посещаемости кинотеатров. Здесь нам самое время сделать еще одно лирическо-историческое отступление и хотя бы пару слов сказать о становлении многоканального звука в кино.