gototopgototop

Анонс

Главная Квадрофония Квадрофонические магнитофоны - первые аппараты многоканального звука
Квадрофонические магнитофоны - первые аппараты многоканального звука

Cовокупность прямых и отраженных звуковых сигналов и определяет в конечном счете  акустику  первичного  помещения, в котором осуществлялась звукозапись. Поэтому-то, говорили критики стереозвука, слушатель, находясь в концертном зале, наслаждается настоящим трехмерным звуком, а несчастный владелец домашней стереосистемы - слышит лишь его бледную одномерную копию. Другим существенным недостатком стереосистем называли относительно узкую зону оптимального восприятия стереоэффекта, в то время как создаваемое четырьмя независимыми громкоговорителями звуковое поле позволяет ощутить трехмерные эффекты в любой точке внутри образованного ими четырехугольника.

 

Появление квадрофонических систем.

 

Квадро магнитофон ЮпитерКонструкторы стереосистем пытались с этим бороться, создавая акустические системы со специальными акустическими линзами, обеспечивающие сверхширокую диаграмму направленности (например, советский проигрыватель "Корвет-стерео"), но этим системам были присущи другие существенные недостатки, и поэтому они не получили широкого распространения. Сторонники же многоканальных систем искушали потенциальных покупателей тем, что, перемещаясь во вторичном звуковом поле (скажем, четырехканальной звуковой системы), он будет испытывать такие же слуховые ощущения, как если бы он перемещался в настоящем концертном зале!

Более того, при помощи специального панорамного манипулятора можно будет изменять баланс громкости звуковых каналов, выбирая таким образом свое место в виртуальном концертном зале. В то время считалось, что для реализации "аудио-Васюков" вполне достаточно четырех каналов звука, с расположением громкоговорителей по углам комнаты прослушивания. Подобные звуковые системы, имеющие два фронтальных и два тыловых канала звука, получили звучное название квадрофонических систем, и после мощнейшей рекламной "артподготовки" были вброшены на рынок в самом начале 70-х годов. В великом будущем квадрофонических систем в то время мало кто сомневался, и все ведущие мировые производители бытовой электроники дружной толпой устремились в светлое "квадрофоническое завтра".

Наиболее просто решилась проблема создания квадрофонического магнитофона. В профессиональной технике давно уже применялись многодорожечные студийные магнитофоны с числом дорожек сначала 8, а затем 16, 24 и даже 48 дорожек. Правда, в них использовалась широкая магнитофонная лента, но все равно задача создания четырехканальной бытовой версии такого магнитофона для магнитной ленты 6,25 мм для "бобинников" и даже для 3.81-мм ленты "кассетников" особых трудностей не представляла. Для этого требовалось только научиться делать четырехканальные блоки магнитных головок, что к началу 1970-х промышленность уже научилась. Ну, а на элементной базе тех лет изготовить четыре комплекта усилителей записи и воспроизведения было и вовсе тривиальной задачей.

 

Квадро усилитель Юпитер


Кстати сказать, попытки создания бытовой аппаратуры магнитной записи с числом каналов более двух предпринимались и ранее. Вот, например, что писал в августе 1947 года журнал "Electronics" по результатам испытаний опытного трехканального (!) стерео-магнитофона. "Магнитная лента, на которую одновременно записаны три канала, при воспроизведении через надлежащим образом ориентированные громкоговорители дает удивительный эффект присутствия. При использовании скорости протяжки 30 см/с полная катушка 6.3-мм магнитной ленты звучит 20 минут". Упомянутые в статье три звуковых канала имели весьма неплохие технические характеристики: полосу частот от 50 до 10 000 Гц при неравномерности не более 5 дБ. Напомним также, что большинство магнитофонов той эпохи имели стандартные скорости протяжки ленты 19.05 и 38.1 см/с.