gototopgototop

Анонс

Главная Квадрофония В 1970-е годы пошел бум на квадрофонические магнитофоны
В 1970-е годы пошел бум на квадрофонические магнитофоны

На волне начавшейся квадролихорадки модели квадрофонических магнитофонов посыпались как из рога изобилия. Первыми с такими моделями вышли на рынок японские фирмы Akai, Sony и ТЕАС, признанные лидеры японской магнитофонной школы той поры. Еще более просто решалась проблема создания четырехканального усилителя звуковой частоты. Для этого, грубо говоря, под одной крышей объединяли два стереоусилителя - и все дела. Практически единственными новыми конструктивными элементами, которые пришлось разрабатывать заново, были счетверенные резисторы регуляторов громкости, тембра и баланса. Таких усилителей и ресиверов японцы "наклепали" тьму-тьмущую.

 

Квадрофонические магнитофоны и квадросистемы.

 

Квадро магнитофон АкайК чести отечественной радиопромышленности надо сказать, что советский квадрофонический магнитофон "Юпитер квадро" в комплекте с одноименным квадроусилителем появился в СССР почти одновременно с упомянутыми выше "японцами". Каждый желающий мог послушать его (и даже потрогать, когда рядом не было стендиста) в павильоне "Радиотехника" на ВДНХ, где он лихо "катал шары" от пинг-понга из одного канала в другой. Не менее эффектным был звуковой аттракцион, названный просто и без затей: "Прогулка по лесу", когда над вашей головой в разные стороны пролетали истерически кричащие птички. Впрочем, дальше опытных образцов дело так и не пошло, чем советские инженеры продемонстрировали большую мудрость и дар исторического предвидения краха квадрофонии в будущем.

Ну, а в начале 70-х все, казалось, идет окей. На выставках бытовой электроники у стендов квадрозвука стояли длиннющие очереди желающих "приобщиться". Однако все прекрасно понимали, что до тех пор, пока не будет решен вопрос с выпуском доступного источника квадропрограмм, коммерческого успеха новой системе не видать. Первым владельцам квадрофонических магнитофонов предлагалось делать квадрофонограммы самому при помощи четырех микрофонов. Понятно, что такой способ формирования домашней фонотеки устраивал только самых отъявленных энтузиастов объемного звука. Квадрофоническая виниловая пластинка была необходима как воздух. И она появилась, причем сразу в виде 4 основных конкурирующих совместимых форматов записи квадросигнала на грампластинку. На суд публике были представлены следующие системы:


1) дискретная система CD-4 (патент фирмы JVC/Victor);
2) матричная система SQ ( патент фирм CBS/Sony);
3) матричная система QS (патент фирмы Sansui);
4) система Dynaco (патент фирм Dynaco/Gately).


Квадро магнитофон ТошибаВпоследствии, кроме упомянутых выше, были разработаны еще несколько систем квадрозвука для записи на грампластинку: RM (Pioneer), QR (Kenwood), QM (Toshiba), UMX, UD-4 и т.д. Каждая более-менее известная фирма-производитель бытовой электроники считала своим долгом предложить свою систему квадрофонического звука. Во всех них для передачи 4 каналов звука использовались два принципиально разных способа уплотнения двухканального стереосигнала. В дискретной системе CD-4 на двух совместимых стереодорожках в полосе частот 20-20 000 Гц записывались суммарные сигналы фронтальных и тыловых каналов звука для левой и правой сторон звуковой панорамы (К1+К2 и К4+К4 соответственно, где К1 и К2 - фронтальный и тыловой левые каналы, а КЗ и К4 - соответствующие сигналы для правой стороны).