gototopgototop

Анонс

Главная Звук
Стерео запись на виниловых пластинках

Весьма интересной и многообещающей казалась система записи по способу "0/90 (градусов)", в которой предлагалось одновременно осуществлять запись двух звуковых сигналов и по методу Эдисона (глубинная или вертикальная звукозапись), и по методу Берлингера (поперечная звукозапись). Эта система оказалась вполне работоспособной, и были даже выпущены опытные образцы двухканальных грампластинок и двухканальных проигрывателей с универсальными звукоснимателями для поперечной и глубинной записи звука. Аппаратура работала, но.... были два существенных "но". Во-первых, качественные характеристики каналов звука существенно различались (например, отношение сигнал/шум вертикального канала оказалось значительно хуже, чем в канале поперечной записи). И второе, но увы, самое главное "но": монофонические звукосниматели проигрывали только поперечную составляющую записи и не реагировали на вертикальную модуляцию звуковой канавки.

Подробнее...
 
Способы формирования стереосигналов

Существующие двухканальные звуковые системы по способу формирования стереофонических сигналов можно разделить на три основных типа: А-В, X-Y и M-S. В системе А-В для получения разности в интенсивности и фазе стереосигналов используется искусственная голова, в "ушах" которой размещают микрофоны. При прослушивании полученной стереопары сигналов через наушники достигалось необычайно высокое качество звука, так как подобный бифонический сквозной канал отлично моделировал процесс восприятия человеком пространственного звука. Заметим попутно, что только в бифонических системах стереонаушники звучат по-настоящему правильно, так как при других способах формирования стереопары они не воспроизводят перекрестное воздействие звуковых каналов друг на друга.

Подробнее...
 
Никакого моно! Только стерео!

Возможность пространственной  звукопеленгации направления на звучащие предметы дается от рождения всем живым существам и позволяет им адекватно ориентироваться в пространстве. Сжимание же всех источников звука в точку (особенно таких сложных по составу, как большой симфонический оркестр, включающий в себя десятки музыкальных инструментов) создает психологический дискомфорт и не позволяет избавиться от подсознательного ощущения искусственности звука, так подобные точечные "сложносочиненные" звуки в природе обычно не встречаются. Впрочем, звучание простых источников звука (тикающие часы, метроном и т.д.) воспроизводятся моносистемами вполне натурально.

Подробнее...
 
Однозначные достоинства стереозвука

Итак, на первом этапе своего развития начальная звукозапись (граммофон-патефон), и радиовещание (детекторный приемник) были одноканальными, то есть монофоническими. Недостатки одноканальных звуковых систем стали очевидны уже в 20-е годы. Различие между живым звуком в концертном зале и при прослушивании тех же программ из репродуктора приемника или трубы граммофона было разительным. Действительно, широкая и эшелонированная по глубине звуковая панорама "живой" сцены в месте прослушивания сжималась до размеров точечного источника. При этом явно ощущался не только субъективный дискомфорт от потери субъективно важной пространственной информации, но и, что гораздо хуже, искажались соотношения громкости звука и баланс между различными музыкальными инструментами в оркестре. Все их многообразие тембров при этом безжалостно усреднялось.

Подробнее...
 
Особенность восприятия звуков человеком

Для определения направления (азимута) прихода звуковой волны человеческий слух использует либо разность уровней звуковых сигналов в правом и левом ухе, либо разницу во времени прихода звукового сигнала в каждое ухо (или, что то же самое, сдвиг фазы сигнала звука). Эти различия неизбежно возникают вследствие нарушения структуры звукового поля при огибании звуком головы слушателя (явление дифракции). Эти два механизма пространственного слуха (называемые интенсивной и фазовой стереофонией соответственно) по-разному проявляют себя на различных частотах звука.

Подробнее...