gototopgototop

Анонс

Главная Звук Однозначные достоинства стереозвука
Однозначные достоинства стереозвука

Итак, на первом этапе своего развития начальная звукозапись (граммофон-патефон), и радиовещание (детекторный приемник) были одноканальными, то есть монофоническими. Недостатки одноканальных звуковых систем стали очевидны уже в 20-е годы. Различие между живым звуком в концертном зале и при прослушивании тех же программ из репродуктора приемника или трубы граммофона было разительным. Действительно, широкая и эшелонированная по глубине звуковая панорама "живой" сцены в месте прослушивания сжималась до размеров точечного источника. При этом явно ощущался не только субъективный дискомфорт от потери субъективно важной пространственной информации, но и, что гораздо хуже, искажались соотношения громкости звука и баланс между различными музыкальными инструментами в оркестре. Все их многообразие тембров при этом безжалостно усреднялось.

 

От монозвука к стереозвуку.

 

Стерео наушникиВ общем удовольствие от прислушивания монозвука сопоставимо с впечатлением, получаемым при восприятии звучания оркестра через маленькую оконную форточку. И в том, и в другом случае вместо широкой перспективы слушатели получают "зажатое" точечное звучание, вместо сочного и богатого тембрами звука получается его бесцветная и блеклая копия. Особенно много теряют при "монофизации" низкие частоты, которые становились излишне глухими и бухающими, начисто забивая середину звукового диапазона и голоса солистов. (Вспомните, например, как слитно звучат даже на хороших мономагнитофонах те же Deep Perple или Led Zeppelin. Правда, если стереозвука никогда не слышал, звучание - во какое(!), но, вкусив однажды стерео, монозвук слушать уже не очень-то и хочется). В 30-е и 40-е годы конструкторами предпринимались многочисленные попытки устранить часть этих недостатков путем создания  диффузного  звукового  поля.

Для этого в радиолах использовались двухполосные акустические системы с отдельными высокочастотными громкоговорителями, расположенными на боковых стенках корпуса. Нельзя сказать, что качество звука при этом совсем не улучшалось. Вовсе нет, направленные вбок громкоговорители размазывали звуковое поле широким фронтом, которое становилось еще менее направленным после многочисленных переотражений от стен комнаты. При этом в значительной степени удавалось преодолеть недостатки точечного источника звука, но зато все остальные прелести монозвука, в том числе нарушения музыкального баланса инструментов, оставались без изменения. Специалистам-акустикам и разработчикам аппаратуры стало ясно, что полумеры здесь не помогут, и надо принимать радикальные решения. То есть решительно переходить на многоканальные системы звука.

Стерео система

Проведенные сравнительные испытания многоканальных систем стереозвука и монофонических одноканальных дали поразительные результаты. Было установлено, что даже при использовании только 2-х раздельных каналов передачи качество звука резко улучшается. При сравнительной оценке двух звуковых трактов высшего класса, один из которых был моно, а другой - стерео, предпочтительность стереозвука была подавляющей (его предпочло более 85% слушателей). Но, что особенно удивительно, 65% слушателей однозначно выбирали стереозвук даже в том случае, когда моноаппаратура соответствовала высшему классу качества звучания, а стерео только второму! И уж совсем поразителен тот факт, что стереофония остается предпочтительным даже при уровне искажений до 20% (!) по сравнению с неискаженным монофоническим!

Позднее было установлено, что при приеме стереопрограмм большинство радиослушателей согласны мириться с отношением сигнал/шум даже в -35 дБ, предпочитая его монозвуку высшего класса с отношением сигнал/шум в -60 дБ! В чем же состоит прелесть и особая притягательность двухканальных стереосистем, которые и обеспечили им безоговорочную победу над "монофонами"? Наиболее очевидным преимуществом стереозвука является возможность пространственной локализации виртуальных, или кажущихся источников звука (КИЗ) вдоль линии стереопанорамы между акустическими системами.