gototopgototop

Анонс

Главная Звук Никакого моно! Только стерео!
Никакого моно! Только стерео!

Возможность пространственной  звукопеленгации направления на звучащие предметы дается от рождения всем живым существам и позволяет им адекватно ориентироваться в пространстве. Сжимание же всех источников звука в точку (особенно таких сложных по составу, как большой симфонический оркестр, включающий в себя десятки музыкальных инструментов) создает психологический дискомфорт и не позволяет избавиться от подсознательного ощущения искусственности звука, так подобные точечные "сложносочиненные" звуки в природе обычно не встречаются. Впрочем, звучание простых источников звука (тикающие часы, метроном и т.д.) воспроизводятся моносистемами вполне натурально.

 

Натуральная передача музыки в стереосистемах.


Моно стереоПомимо возможности звукопеленгации виртуальных источников звука, стереосистемы безвозмездно (то есть даром) дают слушателям  еще  целый ряд побочных положительных эффектов, проистекающих из физиологии уха и психологии слуха человека. Чтобы лучше понять, в чем заключается принципиальное отличие стереозвука от моно, обратимся за помощью к квалифицированным экспертам звукотехникам, которые могут наиболее полно и адекватно описать "объективную реальность в данных им ощущениях". Все эксперты единодушно отмечают такие неоспоримые достоинства стереозвука, как повышенную "прозрачность" звучания, благодаря которой на фоне оркестра можно легко различать партии отдельных музыкальных инструментов. Кроме того, стереосистемы значительно натуральнее передают тембр голоса и музыкальных инструментов. В стереозаписях басовые звуки воспроизводятся гораздо более четко и без излишней гулкости, обычно свойственной моносистемам. И наконец, хорошая стереосистема способна достоверно воспроизвести даже такое нематериальное и эфемерное понятие, как "звуковая атмосфера" первичного помещения, на что не способна даже самая лучшая в мире моносистема (в том числе "эталонные" граммофонные записи начала века, которые часть экспертов предлагает принять ныне за эталон качества звука).


Переключатель моно стереоИтак, столь очевидные преимущества систем многоканального стереозвука не могли не привлечь внимания ученых и конструкторов, которые, засучив рукава, приступили к разработке стереозвуковых систем. Уже в 20-е годы и в Старом, и в Новом свете проводились многочисленные эксперименты по передаче "стереозвука" по проводам от двух микрофонов, установленных в концертном зале по двум отдельным телефонным линиям. В этих системах, называемых бифоническими, для моделирования слухового восприятия человека использовался специальный полноразмерный натурный макет "искусственная голова". На передающем конце два микрофона встраивались в уши макета головы, а на приемном конце для воспроизведения звука использовались наушники, размещенные на голове настоящих слушателей, чем и достигалось построение двух сквозных каналов стереозвука.


Был предложен также забавный и, с нашей точки зрения, очень остроумный беспроводной вариант этой стереосистемы, при котором для передачи левого и правого каналов звука вместо телефонных линий использовались... два отдельных радиопередатчика в ДВ-или СВ-диапазоне. Для того, чтобы принять дома такую стереопередачу, слушателю было необходимо купить сразу два (желательно одинаковых) радиоприемника. Настроив радиоприемник, находящийся от него слева, на радиостанцию, передающую "левую" звуковую программу, а второй (тот, что справа) - на "правый" радиопередатчик, меломан 30-х годов мог наслаждаться стереозвуком в своей гостиной. Наиболее широко подобного рода эксперименты практиковались в США, где в середине 30-х годов подобное стереовещание организовали сразу несколько "бродкастеров". Имеются данные и об опытном стереовещании в Европе.