gototopgototop

Анонс

Главная Звук Способы формирования стереосигналов
Способы формирования стереосигналов

Существующие двухканальные звуковые системы по способу формирования стереофонических сигналов можно разделить на три основных типа: А-В, X-Y и M-S. В системе А-В для получения разности в интенсивности и фазе стереосигналов используется искусственная голова, в "ушах" которой размещают микрофоны. При прослушивании полученной стереопары сигналов через наушники достигалось необычайно высокое качество звука, так как подобный бифонический сквозной канал отлично моделировал процесс восприятия человеком пространственного звука. Заметим попутно, что только в бифонических системах стереонаушники звучат по-настоящему правильно, так как при других способах формирования стереопары они не воспроизводят перекрестное воздействие звуковых каналов друг на друга.

 

Проблемы стереосигнала.


Формирование стерео сигналаНедостатком системы А-В является сильное ухудшение чувствительности на высоких частотах при изменении направления на источник звука, что присуще системам интенсивной стереофонии. Помимо этого, система А-В имеет еще два существенных недостатка. Во-первых, субъективно воспринимаемый азимут на виртуальный источник звука не всегда соответствует его истинному положению. Например, при перемещении источника звука по прямой линии между микрофонами кажущийся источник звука будет перемещаться по дуге. Но самое главное, система А-В не обеспечивает возможности получения качественного монофонического варианта звука. Так как требование совместимости с монорежимом (например, в радиовещании) является главнейшим для стереосистем, вариант А-В получил весьма ограниченное распространение. Зато вариант стереосистемы X-Y, напротив, отлично совместим с одноканальными системами и поэтому получил самое широкое распространение.

В этой системе используются два одинаковых микрофона с кардиоидной диаграммой направленности, установленных под углом друг к другу. Так как микрофоны расположены близко друг к другу, они воспринимают звуковые стереосигналы практически с одинаковой фазой. Зато, вследствие ортогональности осей направленности, расположенные в пространстве источники звука наводят в их обмотках разные по величине и форме электрические сигналы, которые при воспроизведении позволяют добиться ярко выраженного стереоэффекта. Для получения совместимого монофонического сигнала используют специальный дифференциальный трансформатор, на одной из вторичных обмоток получают суммарный сигнал обоих каналов звука, а на другом - разностный сигнал звука. В системе M-S также используются два микрофона, размещаемых на одной стойке. Первый имеет диаграмму направленности в виде кардиоиды, а второй - в виде восьмерки (дипольная диаграмма). В системе M-S информация о взаимном пространственном положении источников звука заключена в разности амплитуд, получаемых с выхода обоих микрофонов.

Индикация стереосигнала


Основные принципы получения стереосигнала были разработаны уже в середине 30-х годов, однако долгое время были невостребованы, так как не была решена проблема передачи двух каналов звука в радиовещании (за исключением курьезных систем с двумя передатчиками) и не решен вопрос о способах записи и воспроизведения стереозвука на грампластинку. К середине 50-х годов возникли технические предпосылки для выпуска двухканальных грампластинок и началу стереовещания в FM-диапазоне. Техника грамзаписи с появлением в 1948 году долгоиграющей грампластинки со скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту достигла к тому времени уже весьма высокой степени совершенства. В электропроигрывающих устройствах использовались достаточно высококачественные пьезокерамические и электромагнитные электронные звукосниматели, на базе которых вполне можно было изготовить и стереофонические звукосниматели.