gototopgototop

Анонс

Главная Звук Стерео запись на виниловых пластинках
Стерео запись на виниловых пластинках

Весьма интересной и многообещающей казалась система записи по способу "0/90 (градусов)", в которой предлагалось одновременно осуществлять запись двух звуковых сигналов и по методу Эдисона (глубинная или вертикальная звукозапись), и по методу Берлингера (поперечная звукозапись). Эта система оказалась вполне работоспособной, и были даже выпущены опытные образцы двухканальных грампластинок и двухканальных проигрывателей с универсальными звукоснимателями для поперечной и глубинной записи звука. Аппаратура работала, но.... были два существенных "но". Во-первых, качественные характеристики каналов звука существенно различались (например, отношение сигнал/шум вертикального канала оказалось значительно хуже, чем в канале поперечной записи). И второе, но увы, самое главное "но": монофонические звукосниматели проигрывали только поперечную составляющую записи и не реагировали на вертикальную модуляцию звуковой канавки.

 

Двухканальная стерео запись.

 

Запись ни виниловых пластинкахТак что как раз невозможность выполнения требования обязательной совместимости моно- и стереогрампластинок окончательно и похоронило систему "0/90". А какая красивая была идея! Однако в окончательном виде техническая реализация стереогрампластинки оказалась еще изящнее и элегантнее, чем рассмотренная выше. В новой совместимой системе стерео записи сигналы двух звуковых каналов записываются на боковых стенках канавки грампластинки, образующих с вертикалью угол в +45 и -45 градусов. Поэтому-то современная система грамзаписи и получила название "45/45". При таком способе записи специальный стереозвукосниматель без особого труда снимает информацию с каждой из звуковых канавок (для особо любознательных читателей сообщаем, что левый канал записывается на внутренней канавке, а правый - на внешней), при этом "старые" монозвукосниматели без труда воспроизводили сигнал суммы горизонтальной составляющей обоих стерео-сигналов (т.е. полноценный моноканал).

В 1958 году виниловые пластинки стерео "получили путевку в жизнь", и с тех пор, вплоть до появления в 1982 году компакт-диска, стерео запись на грампластинке оставалась "первейшим и любимейшим народом" носителем №1 высококачественного звукового сигнала. Чуть позже начались регулярные стереопередачи с использованием пилот-тона в FM-диапазоне, а затем появились и первые бытовые стереомагнитофоны.  Стереозвук быстро  получил признание у публики и к концу 60-х годов окончательно и безоговорочно вытеснил моносистемы, последним   "заповедником"   которых   стали простейшие  модели  малогабаритных приемников  и   магнитофонов.  Казалось, индустрия звука достигла вершины  своего  развития,  и  дальнейший прогресс аудиотехники пойдет лишь по пути улучшения качественных показателей и качества звучания аппаратуры. Ан нет, лучшее всегда было врагом хорошего, и к концу первого десятилетия  "большого стереозвука" специалисты звукотехники и представители компаний-производителей бытовой   электроники   задумали    новую грандиозную   "аудиоавантюру".

 

Двухканальная стерео запись

Как будто сговорившись,  ведущие аудио-журналы и все признанные в аудиомире авторитеты заговорили вдруг о недостатках   систем   воспроизведения звука, на этот раз уже стереофонического. Их  аргументация  сводилась  к тому, что при всех своих неоспоримых достоинствах    стереоаппаратура    в принципе неспособна  правдиво воспроизвести  акустическую  атмосферу первичного  помещения.  Создаваемая ею звуковая панорама ограничивается одним измерением вдоль стереобазы между акустическими системами, в то время как для адекватной неискаженной передачи  первичного звукового поля требуется воспроизвести в комнате прослушивания еще и важную в психоакустическом  смысле  звуковую информацию об отраженных от стен звуковых сигналах.